РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, 1826-1827г.

Дорогие гости, приглашаем вас окунуться в антураж эпохи начала правления императора Николая I Павловича, занять нужную роль или явиться своим персонажем! Дворяне, купцы, ремесленники, служащие и т.д. - мы будем рады всем!

---

Петербургское дворянство

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Петербургское дворянство » Уголок любопытного читателя » О фраках, кринолинах и моде того времени.


О фраках, кринолинах и моде того времени.

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Мужские и женские костюмы, история моды, элементы одежды - всё, чтобы представить, как выглядело общество того времени.

0

2

Мужские костюмы

Фрак
Во время правления императора Павла I в Российской Империи фрак побывал в опале – как символ Французской революции, непростительного вольнодумства и преступного посягательства на незыблемость монархического уклада. Император Александр I реабилитировал фрак, после чего постепенно в России, как и в Европе и Америке, фрак сделался деталью обыденной одежды. В первые годы 19 столетия общий вид фрака изменился очень незначительно, разве что в 10-х годах XIX века, фалды фрака стали заметно выше колен, при высокой талии создавалось впечатление, что франт надел фрак своего младшего брата. 
С появлением в светских кругах денди Джорджа Браммела, из мужской моды ушли роскошные материалы ярких расцветок и броские эксцентричные украшения. Всё внимание переносится на крой, который должен быть безупречен. Для главного предмета и повседневного, и праздничного гардероба того времени - фрака использовалось сукно высокого качества. Выбор цвета обуславливался обстоятельствами: тёмный (чаще всего синий) предназначался для вечера, светлый (серый) — для дневных выходов. Широко употреблялись для мужского костюма ткани чёрного, коричневого, зелёного цветов. Воротник обычно обтягивался бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Пуговицы к фраку были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными, часто обтягивались тканью в цвет фрака. Панталоны и верхняя одежда могли быть разных цветов, но панталоны всегда были светлее.
В эпоху бидермейер (так впоследствии назвали период с 1815 по 1848 годы) фрак светлых тонов (синий, коричневый, зелёный) является повседневной одеждой. Фраки шили из тонкого сукна, а порой и из бархата. Новые модные цвета появлялись на сезон и сменялись другими, не менее модными.
Стали появляться галстуки других цветов, кроме белого: черные, красные, цветные.
Например, «Прибавления» к журналу «Московский телеграф» в 1825 году советовали надеть для визитов в Новый год фрак фиолетового цвета с бархатным воротником, бархатный жилет с золотыми цветочками, еще жилет из белого пике. Пике — белоснежная хлопчатобумажная ткань (редко шелковая) с выпуклыми узорами. Жилеты из белого пике являлись символом респектабельности. Щеголи вместо одного жилета носили сразу три (отголосок моды на жилеты с тройными отворотами). Надевали черный бархатный, на него красный, а поверх — суконный черного цвета. Рукава фрака надлежало сшить так, чтобы непременно виднелись манжеты рубашки, застегнутые запонками с бриллиантами или перламутровыми пуговками.
В те же времена в моду вошла забота о личной гигиене. Чистота рубашек и перчаток должна была быть идеальной. По мнению одного из современников, элегантный мужчина должен менять в течение недели «двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжину жилетов и носков». Однако при этом для настоящего денди считалось дурным тоном быть одетым в костюм, новизна которого бросалась в глаза. Чтобы придать ткани фрака вид слегка потёртой. Модники неделю дома разнашивали новые ботинки, пока те не переставали скрипеть. Чтобы придать надлежащий вид новому костюму, тёрли ткань, и она становилась тоньше и мягче. Для этого нужно было долго и аккуратно водить по ткани лезвием ножа или серебряной монетой, но при этом постараться не оставить зацепок. Одежда должна быть чистой, идеально скроенной, из хороших материалов, но при этом обязательно не новой - таков модник этого периода.
Журнал «Московский телеграф» в 1825 году наставительно рекомендовал:
1. Полные пары платья: французскую, большого туалета, бальную, для малых вечеров, для верховой езды, без карманов, для выезда на охоту.
2. Сюртуки: утренний с одним рядом пуговиц, для верховой езды, с пелериной, для простых прогулок, белый, английский с перламутровыми пуговицами, прусский с круглым воротником, с шалью и меховой опушкою, гусарский с бранден - бургами и снурком.
3. Плащи: бальный, с шиншиллой, для прогулки.
Но если молодой господин не являлся отъявленным модником и мог называться «неприхотливым щеголем», журнал рекомендовал ему иметь пару - тройку туалетов на каждый день. На утро «фрак синий или черный, два жилета, в галстуке булавка с бриллиантом или рубином, золотой лорнет на золотой цепочке, часы Бреге или Леруа с привесками». Так, для вечера или в концерт следовало облачиться в черный фрак, а летом в светло-зеленый. К фраку на бал принято надевать открытые кожаные туфли на невысоком каблуке.
В 1810—1830 годах в обществе встречались преимущественно белые шелковые вышитые жилеты. А когда в 1822 году фрак стал украшаться воротником в виде шали, то такой же точно воротник появился и на жилете.

Из украшений в мужской одежде остались булавка для галстука и часы. Обязательной принадлежностью повседневного костюма стал цилиндр. Лишь двум деталям мужского костюма — жилету и галстуку — разрешено было быть яркими.
Брюки иногда украшали лампасы с пуговицами по всей длине. К этому костюму предпочитали низкие туфли и трость.

Галстуки в то время были похожи на шейные платки. Кусок ткани сворачивали по диагонали, охватывали шею спереди и, скрестив сзади концы, завязывали узел под подбородком различными способами — то в виде большого банта, то узлом; концы его прятались за жилет. Искусству повязывать галстук посвящено немало трудов. Особым шиком вреди денди считалось повязать галстук таким образом, чтобы казалось - это сделано за минуту. Но на подобный «эффект небрежности» могли уходить часы мучений.
Ширина галстука варьировалась. То шейный платок был таким широким, что утопала половина лица, то в моде были неширокие галстуки, а в журналах за 1826 год сообщалось, что «высоких галстуков совсем не носят».

Изображения фраков того времени

http://s9.uploads.ru/jOsnr.jpg
http://s5.uploads.ru/5NrWQ.jpg
http://sg.uploads.ru/Ucmd2.jpg
http://s3.uploads.ru/O5n3I.jpg
http://s5.uploads.ru/yWMJF.jpg

продолжение следует

0

3

ШАЛЬ

Шали в начале XIX века - престижный, модный и очень дорогой аксессуар. Да и импортных восточных шалей всё равно не хватало на всех желающих. Так что постепенно в разных странах зарождалось собственное производство, в том числе и в России.

[float=left]  http://s9.uploads.ru/2wSVu.png
Юлия Самойлова, Бенуа-Шарль Митуар, 1825 г., из коллекции
Государственного Эрмитажа

  [/float]Например, мануфактура братьев Гучковых. Именно там делали первые в России шали с затканными в один кусок с полотном каймами и углами. Или мануфактура Юсуповых в Купавне. В губерниях Среднего Поволжья, у местных помещиков, возник целый ряд мастерских, где над созданием шалей усердно трудились крепостные мастера. Их имён, история не сохранила, зато известны имена хозяев – Еникеевы, Панюшины, Елисеева, Мерлина и многие другие.

  Кто-то подражал восточным техническим приёмам, а кто-то изобретал свои собственные. Так возникла техника двустороннего ткачества. Шали, выполненные в ней, были одинаковыми и с лицевой, и с изнаночной стороны. В чём была их особая прелесть? Например, их можно было складывать по диагонали, так, чтобы один из углов нависал над другим; это позволяло любоваться красотой узора, если можно так выразиться, в двойном экземпляре.

Самое известное из производств таких шалей, пожалуй, то, что принадлежало братьям помещицы Мерлиной, Колокольцовым. Шали, которые ткали в их мастерских, прозвали, соответственно, "колокольцовскими". Это название распространилось и на другие шали того же типа. Слава о них шла по всей стране!

Чтобы представить себе, насколько трудоёмким было производство, достаточно сказать, что в мастерской Н. Мерлиной, где в 1820-х было двадцать четыре станка и работало полсотни человек, выпускалось всего шестнадцать шалей и пять платков в год! На одну шаль у мастериц мог уйти и год, и два... Зато качество было высочайшим, не уступавшим самым лучшим кашмирским.

Дошедшие до нас уникальные шали теперь хранятся в музеях. В Эрмитаже "Колокольцовские шали" выставлены в постоянной экспозиции; это собрание насчитывает около тридцати предметов и включает двусторонние шали, шарфы, платки и отдельные элементы отделки (например, кайма от шали).

Сохранилась история о том, как в 1811 г. Наполеон отправил генерала Коленкура за русской шалью для своей второй супруги, австриячки Марии-Луизы. Но владелица мануфактуры (разные варианты легенды называют разные имена) отказалась – то ли из патриотических соображений, то ли потому, что оставалась всего одна шаль, и она предназначалась для другой клиентки. Ещё говорят, что она назвала совершенно астрономическую сумму. Словом, пришлось генералу в другом месте покупать шаль, пусть и красивую, но всё же не такую, как прославленные колькольцовские.

http://sd.uploads.ru/UXMbc.png
Шаль, 1820-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество
http://sd.uploads.ru/UDJEx.png
Екатерина Авдулина, Орест Киепренский, 1822-23 гг., из коллекции Государственного Русского музея
http://s5.uploads.ru/f2Z0P.png
Шаль, 1830-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество
http://sg.uploads.ru/yaO8q.png
Шаль, 1830-е, Россия. Шерсть, двусторонее ткачество

+2


Вы здесь » Петербургское дворянство » Уголок любопытного читателя » О фраках, кринолинах и моде того времени.


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно