Весенний Петербург был ненастным, таким непохожим на дружную уральскую весну. Сырой промозглый ветер с Невы дул вдоль улиц, сквозил из подворотен, рябил высыхающие лужи. Дождей не было уже несколько дней, дворниками откинутый к стенам и оградам домов грязный снег таял. Два бородатых мужика в серых долгополых кафтанах лопатами сталкивали его в канал, в черное месиво рано освободившейся ото льда воды. Но вдоль каменных стен каналов лед еще примерз и не отходил. Весна для конца марта была и ранней, только не было в ней веселья поросших лесом гор, просторного высокого неба, искристых солнечных лучей, которым так хотелось подставить лицо, прислонившись где-то к нагретым солнцем венцам избы. А вот караваны гусей были, совсем как дома: они тянулись к морю или дальним озерам, и Настя проводила их глазами.
- Что встала? Шевелись давай! – заглядевшись на гусей, она проморгала, как приказчик Тихон, волочивший мешок с какой-то рухлядью, подошёл сзади и толкнул ее, чтобы не мешала укладывать вещи в повозку.
- Рот раззявила! – забушевал Тихон, повернув к ней помятое лицо с всклокоченной бородой, - я за тебя таскать буду? Нут-ко, марш наверх за тюками и шевелись, девка. А то уж впрямь подумала, что для баловства барского тебя сюда привезли? У Степана Григорьевича не забалуешь…
- Да и не собиралась я баловать ни с кем! – повысила было голос Настя, сторонясь, но нарвалась на хмурый взгляд.
- Ух ты, глазами засверкала как. Теперь дурь эта аглицкая из головы-то у тебя вылетит. Ишь чего со своими нехристями надумали: на клавесинах трынькать, пока народ трудовой горбы наживать будет. Михаил-то кузнец живо бы тебе мозги вправил, выкинула бы живо из головы пустые забавы.
- Батя сейчас только пить да ругаться горазд, ему не до моей головы, - прислонившись к стенке, чтобы пропустить Тихона, твердо ответила Настя, - а ты, знать, дядя Тихон, у Бога подрядился меня уму-разуму учить? Ну так пустое это. Без тебя учителя найдутся.
- А ты поговори мне! – крепкая рука приказчика сгребла ее подбородок и вздернула голову, - с барышней меньшей перемолвилась, думаешь, заступницу нашла? Эва, девка. А будешь тут брови кривить, на конюшню учиться отправлю. У нас это скоро. Пошла, не стой давай! А то бурлачкой у меня находишься! Барышней возомнила себя! – рука приказчика не была мозолистой, как руки мастеровых на заводе, а скосив глаза, Настя увидела на пальце у него здоровенную бородавку.
- Да никем я себя не возомнила, Тихон Петрович… - тихо проговорила она, - не гневайтесь и пойду я поручения ваши исполнять. Сами ж задерживаете, а потом еще бранитесь…
Обоз готовили в дорогу, и до отъезда на заводы оставалась пара дней. За городом составлялся уже тележный поезд, и не беда что распутица: добраться бы только до переволоков, а там баржи потянутся по ниткам уже освободившихся от льда каналов и проток. Оборотистый купец Захаров отправлял на заводы инструмент, разобранные иноземные станки, ткани – не пустыми же обратно ездить. После того, как грозный Степан Григорьевич назвал ее таланты баловством и транжирством, Настю ожидаемо перевели в людскую, ставили на разные работы, а дворня, бывало, и норовила поиздеваться над решившей петь и музицировать крестьянкой. В город, ошеломивший ее невиданной толпой народа, расшитыми мундирами солдат, высоченными зданиями и статуями, ее брали лишь два раза: донести корзины с рынка. И уж конечно нечего было и думать о том, чтобы передать по адресу то письмо, что Элен с таким тщанием велела хранить и при первой же возможности передать самому главному директору Санкт-Петербургского театра. А как до него добраться? Как в город выйти? А и выйдешь – где его искать, театр этот?
Но сегодня Настя решилась. Или этот вечер, или уж никогда. Сунула расторопной Грипашке, худенькой дворовой девчонке, припасенную денежку, чтоб сказала, что Михайлова дочь никуда не делась и где-то здесь, надела чистую рубашку и сарафан, на палец колечко с малахитом, поверх длинный кафтан, повязалась платком и, улучив момент, выскользнула из дома.
Ветер налетел на нее, растрепал полы кафтана. Она, прикрываясь рукой, вышла на улицу и торопливо, не оглянувшись, пошла туда, где над городом реяли шпили высоченных церквей. Не на окраине же театр? Отойдя уже далеко, она решилась спросить какого-то пожилого солдата, но тот, что-то пробурчав, махнул рукой и побрел прочь. Во второй раз ей повезло: она остановила какую-то девушку, видно что не из крестьян, но и не то чтобы барышню, и та, услышав её вопрос: «Барышня, не скажете ли, где тут у вас театр самый главный? Там трагедии и комедии ставят для самого царя!» смешно сморщила нос и довольно понятно растолковала, что нужно выйти на Невскую першпективу, и дальше никуда не сворачивать, перейти через мост, а потом по левую руку и увидишь… Сердечно поблагодарив ее, Настя ускорила шаг, торопясь добраться до темноты. Она сторонилась солдат, тащивших какие-то тюки мещан, но все же смотрела по сторонам: пару раз, поскрипывая рессорами, мимо прокатились кареты, одна в сопровождении звонко цокающих подковами лощеных коней верховых в зеленых мундирах и в киверах. На всякий случай Настя даже поклонилась окошку этой кареты.
Много кругом было интересного, но Настя торопилась. Небо над домами стало бирюзовым, ветер угнал наконец низкие тучи. Она все же задержалась на мосту, разглядывая искусно отлитую чугунную решетку, а потом уже шла не останавливаясь.
Огромное здание театра появилось как-то сразу: дома будто раздались, и открылось пространство, на котором вдали высилось величественное здание с куполом и колоннами. Именно его и показывала ей на гравюре Элен. Настя не удержалась и припустила бегом. Тем более что видела, что двери здания раскрываются, и оттуда выходят люди. Но у ступеней остановилась: да, люди выходили, да только люди не простые – сплошь господа. Девушки в шубках, под руку с мужчинами в роскошных епанчах, какие-то господа в высоких шляпах. Она замедлила шаг и пошла неторопливо, постояла у большого куста сирени, стараясь успокоиться.
Настя не была из робких, за словом в карман и с равными, да случалось и с начальством не лезла, но последние два года сильно вымотали её и она часто ловила себя на мысли, что если так пойдёт и дальше, то станет она склочницей, как старуха-мастерица Аграфена, и так эту жизнь и проживет – навсегда умрет в ней певунья-девчушка, глядящая на мир широко раскрытыми глазами. Этот мир, как видно, не для таких девчушек. То есть для девчушек, но для других. Вот как младшенькая Захарова и вон та, вся в мехах девица, что только что, опираясь на руку военного в светло-зеленом мундире, вышла из высокой кареты. Настя, разглядывая её, сравнивала с собой и находила, что она сама нисколько не хуже.
В окнах театра горели огни, какие-то тени ходили по опущенным белым кремовым шторам. Фонарщик засветил перед входом два фонаря и пошел вдоль аллеи, зажигая остальные. Белая чайка, неторопливо взмахивая крыльями, покружилась над куполом и, склонившись на крыло, исчезла за крышами.
Пора уже было на что-то решаться, тем более что стоявший поодаль жандарм в серой шинели, пристукивая сапогами, начинал на нее поглядывать. Ещё решат, что беглая, доказывай потом…
Досчитав до десяти и помолившись про себя Богородице, Настя глубоко вздохнула и пошла к ступеням. Улучив момент, когда пространство перед дверью было свободно, потянула на себя тяжелую ручку – деревянную, забранную в литые медные скобы. Дверь открылась без скрипа, и как-то отстраненно Настя отметила, что рачительно тут смазывают петли, гляди-ка… Эта практическая мысль ее совершенно успокоила и даже наполнила бесшабашный удальством. «Ну прогонят, так и что ж? Не убьют же до смерти!»
За второй дверью открылся зал, и Настя торопливо шмыгнула в сторону, справедливо подумав, что если сейчас какие-то господа войдут, то она им помешает. Но незамеченной войти ей не удалось: высокий старик с благообразной бородой в расшитой ливрее тут же направился к ней, хмуря брови. И Настя, предупреждая его слова, быстро выпалила:
- Где тут директор-то самый главный ваш? С письмом я к нему, – тут она решила, что немножко соврать не повредит, и договорила, - господа меня послали. К самому барину Петру Ивановичу Белозерову!
Для значимости она вынула из-за пазухи письмо в конверте и показала старику.
- Лично в руки, сказали. Не передашь, говорят, лично в руки, назад не являйся. Страсть какое важное письмо, дяденька. И театру с этого великая прибыль будет. Правда-правда, вот не вру! – она торопливо перекрестилась.
Но тут дверь раскрылась, и несколько господ вошли в зал. Лакей, или кто уж он там был, на них отвлекся, и это дало Насте время. Она скромно отошла еще в сторону и остановилась у края массивного подоконника. Больше всего она боялась, что ей скажут отдать письмо и уходить. Поэтому, когда старик снова направился к ней, она уже уверенно заявила, что не только письмо должна передать, но и ответа дождаться, и никак нельзя иначе, только лично в руки; видать, господин самый главный директор этого письма давно ждет, раз важность такая, и не может же она господ своих подвести, раз ее послали.
- Ты, говорят, Настасья, самая расторопная, кого ж еще послать, как не тебя? – вдохновенно врала Настя, - а кого и вправду послать? Дуньку, что ли? Так она в трех соснах заплутает! Или вон Прохора? Ага, Прохора! - она звонко засмеялась, - Ну кто такое может удумать? Да он голову свою потеряет, не то что письмо! Ну так что, барин, проводишь меня к хозяину-то? Ты только скажи, куда идти, я и сама найду, я что, не понимаю – нельзя тебя от дела отрывать. У нас знаешь как господин Захаров говорит? «Если, говорит, человек при деле, его нельзя пустяками отвлекать…» Так и что, барин? – письмо она все же прижала к груди, не собираясь отдавать, - али мне тут стоять до конца света?
Отредактировано Настя Мишина (2020-03-24 09:42:44)