РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ, 1826-1827г.

Дорогие гости, приглашаем вас окунуться в антураж эпохи начала правления императора Николая I Павловича, занять нужную роль или явиться своим персонажем! Дворяне, купцы, ремесленники, служащие и т.д. - мы будем рады всем!

---

Петербургское дворянство

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Петербургское дворянство » Завершённые эпизоды » 1826.05.12. Как раскрываются таланты


1826.05.12. Как раскрываются таланты

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Вставляем картинки. Либо персонажей, либо изображение в тему.

Участники:
Петр Белозеров, Настя Мишина
Сюжет:
Настя пользуется рекомендацией и является в Театр для представления трагедий и комедий. Петр Иванович приглашает ее к себе для прослушивания. И это становится первым шагом для становления актерской карьеры новой дебютантки театра.

Отредактировано Петр Белозеров (2020-03-22 23:58:59)

0

2

Весенний Петербург был ненастным, таким непохожим на дружную уральскую весну. Сырой промозглый ветер с Невы дул вдоль улиц, сквозил из подворотен, рябил высыхающие лужи. Дождей не было уже несколько дней, дворниками откинутый к стенам и оградам домов грязный снег таял. Два бородатых мужика в серых долгополых кафтанах лопатами сталкивали его в канал, в черное месиво рано освободившейся ото льда воды. Но вдоль каменных стен каналов лед еще примерз и не отходил. Весна для конца марта была и ранней, только не было в ней веселья поросших лесом гор, просторного высокого неба, искристых солнечных лучей, которым так хотелось подставить лицо, прислонившись где-то к нагретым солнцем венцам избы. А вот караваны гусей были, совсем как дома: они тянулись к морю или дальним озерам, и Настя проводила их глазами.
- Что встала? Шевелись давай! – заглядевшись на гусей, она проморгала, как приказчик Тихон, волочивший мешок с какой-то рухлядью, подошёл сзади и толкнул ее, чтобы не мешала укладывать вещи в повозку.
- Рот раззявила! – забушевал Тихон, повернув к ней помятое лицо с всклокоченной бородой, - я за тебя таскать буду? Нут-ко, марш наверх за тюками и шевелись, девка. А то уж впрямь подумала, что для баловства барского тебя сюда привезли? У Степана Григорьевича не забалуешь…
- Да и не собиралась я баловать ни с кем! – повысила было голос Настя, сторонясь, но нарвалась на хмурый взгляд.
- Ух ты, глазами засверкала как. Теперь дурь эта аглицкая из головы-то у тебя вылетит. Ишь чего со своими нехристями надумали: на клавесинах трынькать, пока народ трудовой горбы наживать будет. Михаил-то кузнец живо бы тебе мозги вправил, выкинула бы живо из головы пустые забавы.
- Батя сейчас только пить да ругаться горазд, ему не до моей головы, - прислонившись к стенке, чтобы пропустить Тихона, твердо ответила Настя, - а ты, знать, дядя Тихон, у Бога подрядился меня уму-разуму учить? Ну так пустое это. Без тебя учителя найдутся.
- А ты поговори мне! – крепкая рука приказчика сгребла ее подбородок и вздернула голову, - с барышней меньшей перемолвилась, думаешь, заступницу нашла? Эва, девка. А будешь тут брови кривить, на конюшню учиться отправлю. У нас это скоро. Пошла, не стой давай! А то бурлачкой у меня находишься! Барышней возомнила себя! – рука приказчика не была мозолистой, как руки мастеровых на заводе, а скосив глаза, Настя увидела на пальце у него здоровенную бородавку.
- Да никем я себя не возомнила, Тихон Петрович… - тихо проговорила она, - не гневайтесь и пойду я поручения ваши исполнять. Сами ж задерживаете, а потом еще бранитесь…
     Обоз готовили в дорогу, и до отъезда на заводы оставалась пара дней. За городом составлялся уже тележный поезд, и не беда что распутица: добраться бы только до переволоков, а там баржи потянутся по ниткам уже освободившихся от льда каналов и проток. Оборотистый купец Захаров отправлял на заводы инструмент, разобранные иноземные станки, ткани – не пустыми же обратно ездить. После того, как грозный Степан Григорьевич назвал ее таланты баловством и транжирством, Настю ожидаемо перевели в людскую, ставили на разные работы, а дворня, бывало, и норовила поиздеваться над решившей петь и музицировать крестьянкой.  В город, ошеломивший ее невиданной толпой народа, расшитыми мундирами солдат, высоченными зданиями и статуями, ее брали лишь два раза: донести корзины с рынка. И уж конечно нечего было и думать о том, чтобы передать по адресу то письмо, что Элен с таким тщанием велела хранить и при первой же возможности передать самому главному директору Санкт-Петербургского театра. А как до него добраться? Как в город выйти? А и выйдешь – где его искать, театр этот?
  Но сегодня Настя решилась. Или этот вечер, или уж никогда. Сунула расторопной Грипашке, худенькой дворовой девчонке, припасенную денежку, чтоб сказала, что Михайлова дочь никуда не делась и где-то здесь, надела чистую рубашку и сарафан, на палец колечко с малахитом, поверх длинный кафтан, повязалась платком и, улучив момент, выскользнула из дома.
  Ветер налетел на нее, растрепал полы кафтана. Она, прикрываясь рукой, вышла на улицу и торопливо, не оглянувшись, пошла туда, где над городом реяли шпили высоченных церквей. Не на окраине же театр? Отойдя уже далеко, она решилась спросить какого-то пожилого солдата, но тот, что-то пробурчав, махнул рукой и побрел прочь. Во второй раз ей повезло: она остановила какую-то девушку, видно что не из крестьян, но и не то чтобы барышню, и та, услышав её вопрос: «Барышня, не скажете ли, где тут у вас театр самый главный? Там трагедии и комедии ставят для самого царя!» смешно сморщила нос и довольно понятно растолковала, что нужно выйти на Невскую першпективу, и дальше никуда не сворачивать, перейти через мост, а потом по левую руку и увидишь… Сердечно поблагодарив ее, Настя ускорила шаг, торопясь добраться до темноты. Она сторонилась солдат, тащивших какие-то тюки мещан, но все же смотрела по сторонам: пару раз, поскрипывая рессорами, мимо прокатились кареты, одна в сопровождении звонко цокающих подковами лощеных коней верховых в зеленых мундирах и в киверах. На всякий случай Настя даже поклонилась окошку этой кареты.
  Много кругом было интересного, но Настя торопилась. Небо над домами стало бирюзовым, ветер угнал наконец низкие тучи. Она все же задержалась на мосту, разглядывая искусно отлитую чугунную решетку, а потом уже шла не останавливаясь.
Огромное здание театра появилось как-то сразу: дома будто раздались, и открылось пространство, на котором вдали высилось величественное здание с куполом и колоннами. Именно его и показывала ей на гравюре Элен. Настя не удержалась и припустила бегом. Тем более что видела, что двери здания раскрываются, и оттуда выходят люди. Но у ступеней остановилась: да, люди выходили, да только люди не простые – сплошь господа. Девушки в шубках, под руку с мужчинами в роскошных епанчах, какие-то господа в высоких шляпах. Она замедлила шаг и пошла неторопливо, постояла у большого куста сирени, стараясь успокоиться.
Настя не была из робких, за словом в карман и с равными, да случалось и с начальством не лезла, но последние два года сильно вымотали её и она часто ловила себя на мысли, что если так пойдёт и дальше, то станет она склочницей, как старуха-мастерица Аграфена, и так эту жизнь и проживет – навсегда умрет в ней певунья-девчушка, глядящая на мир широко раскрытыми глазами. Этот мир, как видно, не для таких девчушек. То есть для девчушек, но для других. Вот как младшенькая Захарова и вон та, вся в мехах девица, что только что, опираясь на руку военного в светло-зеленом мундире, вышла из высокой кареты. Настя, разглядывая её, сравнивала с собой и находила, что она сама нисколько не хуже.
  В окнах театра горели огни, какие-то тени ходили по опущенным белым кремовым шторам. Фонарщик засветил перед входом два фонаря и пошел вдоль аллеи, зажигая остальные. Белая чайка, неторопливо взмахивая крыльями, покружилась над куполом и, склонившись на крыло, исчезла за крышами.
Пора уже было на что-то решаться, тем более что стоявший поодаль жандарм в серой шинели, пристукивая сапогами, начинал на нее поглядывать. Ещё решат, что беглая, доказывай потом…
  Досчитав до десяти и помолившись про себя Богородице, Настя глубоко вздохнула и пошла к ступеням. Улучив момент, когда пространство перед дверью было свободно, потянула на себя тяжелую ручку – деревянную, забранную в литые медные скобы. Дверь открылась без скрипа, и как-то отстраненно Настя отметила, что рачительно тут смазывают петли, гляди-ка… Эта практическая мысль ее совершенно успокоила и даже наполнила бесшабашный удальством. «Ну прогонят, так и что ж? Не убьют же до смерти!»
   За второй дверью открылся зал, и Настя торопливо шмыгнула в сторону, справедливо подумав, что если сейчас какие-то господа войдут, то она им помешает. Но незамеченной войти ей не удалось: высокий старик с благообразной бородой в расшитой ливрее тут же направился к ней, хмуря брови. И Настя, предупреждая его слова, быстро выпалила:
- Где тут директор-то самый главный ваш? С письмом я к нему,  – тут она решила, что немножко соврать не повредит, и договорила, - господа меня послали. К самому барину Петру Ивановичу Белозерову!
Для значимости она вынула из-за пазухи письмо в конверте и показала старику.
- Лично в руки, сказали. Не передашь, говорят, лично в руки, назад не являйся. Страсть какое важное письмо, дяденька. И театру с этого великая прибыль будет. Правда-правда, вот не вру! – она торопливо перекрестилась.
Но тут дверь раскрылась, и несколько господ вошли в зал. Лакей, или кто уж он там был, на них отвлекся, и это дало Насте время. Она скромно отошла еще в сторону и остановилась у края массивного подоконника. Больше всего она боялась, что ей скажут отдать письмо и уходить. Поэтому, когда старик снова направился к ней, она уже уверенно заявила, что не только письмо должна передать, но и ответа дождаться, и никак нельзя иначе, только лично в руки; видать, господин самый главный директор этого письма давно ждет, раз важность такая, и не может же она господ своих подвести, раз ее послали.
- Ты, говорят, Настасья, самая расторопная, кого ж еще послать, как не тебя? – вдохновенно врала Настя, - а кого и вправду послать? Дуньку, что ли? Так она в трех соснах заплутает! Или вон Прохора? Ага, Прохора! - она звонко засмеялась, - Ну кто такое может удумать? Да он голову свою потеряет, не то что письмо! Ну так что, барин, проводишь меня к хозяину-то? Ты только скажи, куда идти, я и сама найду, я что, не понимаю – нельзя тебя от дела отрывать. У нас знаешь как господин Захаров говорит? «Если, говорит, человек при деле, его нельзя пустяками отвлекать…» Так и что, барин? – письмо она все же прижала к груди, не собираясь отдавать, - али мне тут стоять до конца света?

Отредактировано Настя Мишина (2020-03-24 09:42:44)

+3

3

Стены театра могут рассказать много историй. Если научатся говорить. Они расскажут, как восседал на балкончике император Александр I со своей супругой, и как совсем ещё недавно наблюдал в моноклю за игрой актёров Николай Павлович и его супруга Александра Фёдоровна, как откровенно скучал юный цесаревич Александр, которому были гораздо интереснее пироженки с вишнёвым повидлом, нежели Джульетта, трагично воздевающая руки к ярко раскрашенному небосводу на заднем плане. Они могут рассказать, как приезжали юные таланты, которые смело покоряли сердца столичной публики. Они помнят слёзы разочарования тех, кому говорили "шантра пэ" (не может петь - фр.), помнят, как венский оркестр исполнял мелодию Вивальди, как зал замирал в восхищении, сдерживая дыхание, чтобы не пропустить ни звука из божественных голосов итальянской пары, когда они пели со сцены. Могут вспомнить и более тёмные истории. Как актёр, игравший роль Синей Бороды, соблазнил замужнюю княгиню, а потом его нашли застреленным на опушке леса. Как толковали, что старый князь совсем не разучился стрелять из пистолета, несмотря на возраст. Стены могут рассказать, как заполнялся аплодисментами зал или как зрители уходили на середине представления с разочарованным видом. Если стены научатся говорить, то они расскажут немало историй, которые уже забыты людьми. Они помнят и то, как господин Белозёров проявил свой недюжинный талант и организаторские способности, сделавшие его директором театра. И, может быть, совсем уже шёпотом поведают, что он умеет видеть талант в человеке, даже если он с горчичное зёрнышко, и развить его.   
  Петр Иванович как раз был занят с утра в кабинете. Хмурая ветреная весенняя погода не радовала, зато радовал сегодня театр. Готовилась премьера, как раз по пьесе Гольдони, "Слуга двух господ".  В принципе все шло как обычно. С утра репетиции, организация продажи билетов, согласование даты премьеры... Помимо административной работы он еще играл, не рискуя передавать иные свои роли более молодым. Хотя рано или поздно это придется сделать. Сейчас он играл все более возрастных и характерных персонажей.
Репетиция прошла блестяще, хотя актриса, которая должна была играть Смеральдину, прислала сказать, что заболела, а до премьеры считанные дни...
  Он думал что делать. Нужно вводить второй состав, но многие артисты в труппе заняты в других спектаклях, сегодня будет Отелло, билеты проданы, и ему предстоит играть там Яго.
Его предупредили, что может приехать талантливая начинающая актриса, кажется, из провинциального театра. Ведь, прежде чем писать письмо с рекомендацией, это согласовали с ним самим. Но он успел за делами забыть об этом.
Всю жизнь он посвятил театру, с юных лет, с тех пор как его талант отметила покойная Государыня. Театр, где он служил, спокойно пережил смену правлений, и во времена Павла Петровича, и во времена Александра Павловича был спрос на представления. Репертуар менялся, но в основном оставался классическим. Ставили Шекспира, Мольера. Античных драматургов. Плавт пользовался популярностью. Расин. Даже Фонвизина играли. Утром репетиции, вечером спектакли. Все заняты. В целом все были как одна семья, ветераны помогали молодым, но за кулисами царили свои страсти. Прима театра Елизавета Ильинская, буквально сгорала под взглядом его огненных глаз и ей все время снился его орлиный профиль. И ревновала к молодым актрисам, которые могли как-то завоевать сердце стареющего директора. Она играла тоже дам в возрасте. Ее Гертруда или леди Капулетти были великолепны. Он, разумеется, Клавдий или Капулетти. Они часто играли в паре. Многие актеры влюблялись в своих партнерш и женились, и кто-то к ним ревновал, в театре были свои интриги... Возможно, Анну Уланову, что должна была играть Смеральдину, достала чья-то ревность, он же был свидетелем всей жизни театра.
  Но вот ему докладывают что явилась девушка с письмом и говорит, что отдаст только лично в руки, по словам лакея. Лакей все-таки провел девушку к кабинету директора и доложил об ее приходе, как полагается.
  - Просите, - говорит он. - Прошу, дитя мое. Мне сказали, у вас письмо для меня? Не стесняйтесь.

0

4

К удивлению Насти, ее наивная хитрость  сработала (может быть, думала она, идя по длинным лестницам и коридорам вслед за лакеем, тут в театре еще и не такое видали): ее вежливо проводили к самому директору. Навстречу то порывистым шагом проходили какие-то прилично одетые парни, то работники несли какие-то лестницы; скромно одетая старушка учтиво поздоровалась с ее провожатым и пошла дальше, обмахиваясь веером. По пути Настя успевала взглянуть в огромные, от пола до потолка, зеркала, и про себя еще раз отметила, что как-то не к месту она в своем суконном кафтане и застиранном сарафане в этаком дворце. «Ну, девка, - думала Настя, тихо ступая в лаптях по натертому паркету, - как есть ты будешь дурой, если этот случай упустишь!»  Жизнь била-перебила эту крепостную уральскую девушку, но нет-нет и манила ее лазоревым цветком, удачным случаем. И случай этот Настя упускать не собиралась.

     Когда перед нею раскрылись высокие двустворчатые двери, она оробела, и старик лакей, что-то недовольно пробурчав, подтолкнул ее.

  Седой и горбоносый, в солидном сюртуке с орденом на груди господин поднялся ей навстречу. Больше ничего в кабинете рассмотреть она не успела, как-то не до этого было. И вот тут Настя, придя в себя, не замешкалась и сумела найти верный тон, справедливо рассудив, что разговаривать с самим директором театра нужно иначе, чем с лакеем. Иначе ничего хорошего не получится.  Она удивилась только, услышав ласковые слова. От директора театра она ожидала чего-то раздраженно-ворчливого.

- Прощения просим! – она в пояс поклонилась от порога, но дальше подняла голову и улыбнулась, - ваше превосходительство, соизвольте принять это письмо. Но прежде, чем вы прочтете его, не велите казнить, дозвольте слово молвить. Я там, внизу, слуге вашему не все верно сказала: письмо это не от моего господина Захарова, а от супруги горного инженера его, англичанина, господина Стоуна. Супруга его – моя наставница в музыке и пении, и сочла она… - мысленно такой высокий слог, слышанный ею в доме инженера, она тренировала давно, но выражаться им пришлось в первый раз, и Настя сбилась, - сочла она нужным и… и… возможным… Обо мне в этом письме сказано, вот… - она покраснела и опустила глаза.

Её взор опустился на вощеный, тусклым медом отсвечивающий натертый паркет и широкую ковровую дорожку. Стол, из-за которого встал господин директор, был тяжелым, резным, видно что дубовым, покрытым лаком. Пауза затянулась, и это напугало Настю.

- Я пою хорошо, и на клавесине играю. Я с детства выучилась! – торопливо добавила она, протягивая письмо. И тут же пожалела: "Ой, дура какая! Надо было, чтоб он письмо прочел, а там и понял, что оно обо мне... А так поди пойми теперь, что он надумает!"



С уважением,

Отредактировано Настя Мишина (2020-03-30 21:31:25)

0

5

- Стоун, говорите, юная барышня? Так-так, будьте столь любезны, подайте мне это письмо. Присаживайтесь, а я ознакомлюсь, что такого нашла госпожа Стоун.
  Любезность быстро утрачивалась, хотя у Петра Ивановича немного отлегло от сердца, когда он узнал, что письмо это не от Захаровых. Хватило ему и одной Захаровой, Анны, которую отец её более не намерен пускать за порог, а сам Белозёров посоветовал ей не тратить время понапрасну и оставить актёрское ремесло. Не получилось. Идти Анне более некуда, и изнеженная купеческая дочка прислуживает при театре, стараясь как-то зацепить его внимание. Пока что безуспешно. Сентиментальная девушка, влюблённая в искусство, играет на рояле весьма посредственно, роли не чувствует, а насчёт пения он сказал "шантра пэ" (от фр. "не годный(ая) к пению). В хор и то он допустил потому что уж очень просила со слезами на глазах. а потом ругал себя за жалость. "Ежели снова повторится подобная история, я вышлю Степану Григорьевичу письмо, где я не постесняюсь в выражениях" - подумалось Белозёрову.
  Пётр нацепил пенсне, старческие глаза уже видят плохо вблизи, и принялся внимательно читать рекомендательное письмо старой знакомой, её поручительства и заверения, что Настя действительно имеет талант, что, если бы она сызмальства училась всему, то непременно уже покорила бы сердца самых взыскательных ценителей музыки и пения. Изысканно написанные строки расхваливали юную особу, сидящую напротив, очень щедро и не скупились на похвалы. Пётр скрыл в усах ироничную улыбку. Мадам Стоун при всей любви к пению могла иметь одно мнение, а у Петра сложиться своё, совершенно отличное от её. К нему периодически приезжали по рекомендациям от знакомых желающие покорить пъедестал столичной сцены, уверенные, что достаточно им открыть рот или произнести пару фраз из пьес Шекспира, как им будут рукоплескать те, кто уже слишком избалованы искусством. Он читал, улыбаясь и вспоминая про себя, как среагировал один молодой человек, когда Пётр ответил, что на сцену он его не пустит и что необходимы ещё многие недели упорных репетиций. Надо сказать, юноша тот быстро осознал, что путь на сцену труден, тернист и вовсе не усыпан юными поклонницами с первых шагов. И, к тому же, чем выше тебе удаётся ступить, тем больше у тебя не только почитателей, но и завистников.
  "Как же вы милы и простодушны, Настенька" подумалось Белозёрову. Впрочем, если мадам Остин не приукрашивает таланты Насти, то ей скоро придётся распрощаться с той наивностью в глазах, или научиться играть то самое чувство почти детской наивности. Письмо уже заканчивалось, автор письма выражала искреннюю надежду, что непременно побывает на дебюте Насти Мишиной, и этот дебют всенепременнейше будет успешным. Ещё раз посмотрев на Настю поверх стёкол пенсне, Пётр отложил письмо под небольшой бюст императора Александра и поднялся.
  - О вашем таланте, юная барышня, отзываются весьма лестно. Вы готовы прямо сейчас продемонстрировать мне своё пение или игру на клавесине? Или всё сразу? Пройдёмте, клавесин есть в одном из залов для репетиции. Мне надо ещё немного пробыть здесь, а вы пока готовьтесь, я лично вас прослушаю.
  Взяв со стола колокольчик, Пётр позвонил, и у дверей тут же появился молодой человек в красной ливрее и старомодным помятым париком в руке. Его светло - каштановые волосы были смазаны маслом и зачёсаны назад.
  - Звали, Пётр Иванович? - Спросил он.
  - Да, Прокл, голубчик. Ты вот что, покажи нашей гостье где у нас клавесин стоит и возвращайся к репетиции.
  Пётр отправил Прокла и Настю по коридору в одну из дальних комнат, где музыкальный инструмент делил пространство помещения с кучей реквизита, сваленной в беспорядке на полу, на диване, на тумбочках и столиках, и не заваливших большое круглое зеркало лишь потому что оно висело на стене вместо картины с портретом баснописца Крылова. Слух Петра, до сих пор тонкий и чуткий, уловил, как Прокл пытается узнать имя девушки, что-то приукрасить о своих театральных успехах, усмехнулся его фантазии и вернулся к прерванному занятию - просмотру сметы за пошив платьев. Лишь чрез час Белозёров вышел из кабинета и направился в комнату, куда Прокл отвёл девушку.
  - Ну-с, вы готовы? - Входя, спросил Пётр.

+2

6

Пока седой господин читал письмо, Настя переминалась возле стола. И гримаса неудовольствия на его лице от нее не укрылась. Оно и понятно: крестьянка припёрлась, а туда же, с письмом рекомендательным! Так для себя определила мысли господина театрального директора Настя, и ей стало тоскливо.
Она молча разглядывала украдкой, а потом уже не таясь кабинет: тяжелые портьеры, лепнину на потолке, книги на полке резного шкафа, и думала, что шла сюда напрасно. От хозяев, коли заметят, что ушла, нагорит, а за окном уже опускаются синие сумерки, и пойди домой доберись в чужом городе, кто его знает, как тут по вечерам, не озорует ли кто. А это письмо… И всё, что намечтала себе о ней добрая Элизабет.
Но, ежели подумать. На заводах всем нравилось. Молодые хозяева, вон, в восторге. А что самому Захарову не понравилось, так всем не угодишь. И цветок лазоревый, может, не всем нравится: может, кому вместо него крапиву подавай. А я, чай, не гривенник золотой, чтобы всем нравиться. Так Настя накручивала себя, и к тому времени, когда директор закончил читать письмо, она уже вполне овладела собой и даже немного разозлилась и вознамерилась показать всё, на что была способна.
И, тем не менее, слова старого господина, что он ее лично прослушает, ее удивили и обезоружили. Она что-то пробормотала, что благодарна премного, что готова, что хоть вот прямо сейчас, но он уже вызвал молодого парня, и Настя как-то и сама не поняла, как в его сопровождении вышла из кабинета и по коридору куда-то направилась, следуя указаниям провожатого. Она так растерялась, что в пол уха слушала молодого лакея, и только спустя минуту начала понимать, что он ей говорит.  А говорил он презабавные вещи, да еще и выражался так, что Настя раньше и не слышала.
- А вы, барышня, зря смущаетесь. Господин директор наш строгий, но тонкий ценитель. Меня-то он сразу определил, - говорил Прокл, поглядывая на нее и следя за впечатлением, которое оставляют его слова, - «Талант у тебя, Прокл Алексеич, вижу сразу истинный талант!»  Так и сказал. Теперь мне всё открыто: готовлюсь Гамлета играть,  много репетиций роли Шута из «Короля Лира» отдано, а это, доложу я вам, такая роль, о которой не все великие артисты мечтать могут!
- Роль кого? Шута-а-а?! – Настя недоверчиво улыбнулась, - это скомороха, что ль? А что в ней такого особенного?
- Ну вы, барышня, и… - потеряв дар речи, развёл руками молодой человек, но всё же нашёлся, - шутку вы так выразить изволили?
- Ну… да… - растерянно поддакнула ему Настя, - шутила я, да. Точно так. – но, как видно, сказала она это неуверенно, потому что парень посмотрел на нее недоверчиво.
  А вот комната ее рассмешила. Это ж сколько хлама! И старые кресла, и шуба, и какие-то ящики, и пыльные картины, и шторы, и сдвинутые стулья… Огромное зеркало было пыльным, но Настя успела взглянуть в него и, подумав, сняла платок.
Клавесину она улыбнулась, как старому знакомому. Немало госпожа Элен повозилась с ней, но природные способности Насти помогли одолеть инструмент, и сейчас она сразу успокоилась.   Уже и Прокл ушёл, а она, сев за клавесин, все наигрывала отрывки мелодий, все больше обретая уверенность в себе и гоня мысль о том, что теперь-то, когда она задержалась в театре, головомойки ей от хозяев точно не миновать. И это после того, как сам барин приказал ей всю эту песенную блажь выкинуть из головы.
Час – это слишком долго. Она и попеть вполголоса успела, и проиграть несколько мелодий, и решить, что ж будет играть для строгого экзаменатора. Она остановилась на отрывке из Гайдна, весенней теме, и успела сыграть ее пару раз. И когда благородный старик вошёл в комнату, Настя, опустив глаза, сказала, что да, готова, и сыграет отрывок из «Времён года», а споёт уж так, без музыки, потому что песни наши уральские и без клавесина хорошо на распев берутся, заслушаешься.
А начала играть и сбилась. Испуганно оглянулась на старого  вельможу, прикусила губу, обернулась к инструменту и начала сначала. Сейчас она чувствовала – получается. Она немного знала слова (ну как знала – запомнила механически отрывок на немецком, который напевала ей Элен), и в один миг решилась всё же запеть. Поднять голос, взять высокую ноту, и тут же вниз, и опять, не отставая от музыки, как бы на волнах качаясь, чтобы сплетались звуки клавесина и голос.
Мелодия кончилась. Она тронула последнюю клавишу и застыла, слушая, как утихает звук. Она была уверена, что все получилось, но не оборачивалась, сидела, опустив голову. Наступила тишина.

+2

7

"Боюсь оставить ваших рекомендателей без столь удивительного таланта"
  Постепенно слова, которые намеревался сказать Насте Пётр Иванович, сменялись приятным удивлением, когда девушка продолжала играть весенний этюд. Белозёров иногда выглядывал в окно, за окном тоже была весна, потом его взгляд возвращался в зал, на тонкие пальчики Насти, уверенно бегающие по клавишам, уверенно отмечая про себя её удачные моменты и ошибки, отдаляющие её от совершенства. Делал соответствующие выводы, что не её вина, видимо, тот, кто учил её, либо не знал (да и откуда) либо скрывал от неё те секреты, которые присущи настоящим умельцам. "Недурно, весьма недурно для Урала, но здесь собралась столь изысканная публика. Ты можешь угодить даже их вкусам, но для этого потребуются долгие и кропотливые часы упорных занятий. Сейчас ваша игра может впечатлить разве что публику в трактире, как и пение, но вы можете двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом". С этими мыслями Пётр сел в кресло, и, застыв, продолжал молча следить за её руками. этюд закончился, наступила тишина, которую директор театра не спешил нарушать, делая про себя выводы. Да, стоит дать ей шанс, поставить перед ней новинку - метроном, который совсем недавно был изобретён и уже несколько экземпляров попали в столичный театр. Когда он плавно раскачивается, проще уловить ритм, девушка иногда сбивалась с него, это почти незаметно, но это "почти" грозит вызвать освистание взыскательной столичной публики. Их нравы Пётр знал не понаслышке.
  - Что же, милая Настя, вы похожи сейчас на драгоценный камень, что может украсить сокровищницу искусства. - Начал неторопливо Белозёров. - но не спешите обольщаться, пока что этот изумруд не имеет граней и соответствующей оправы. Вам предстоит весьма и весьма упорный труд, чтобы придать соответствующую красоту и необходимую огранку. Поверьте, я настоящий талант могу увидеть сразу. Как и то, что совершеннейше необходимо для раскрытия вашего таланта. Умножить врождённые в вас умения с трудом и терпением, и вы сможете добиться широкого признания. Разумеется, сейчас об игре на сцене не может быть и речи. А когда наступит это время и наступит ли, зависит только от вас.
  Редко, очень редко Пётр вот так, с первого раза, говорил кому-то о присущем собеседнику таланте. Не видел. И сколько покинуло сцену большого театра только потому что слишком рано считали что добились совершенства. Сейчас самое большое что они могут это развлечь подвыпившую публику в питейных заведениях. Лишь потому что они не желали трудиться. А могли добиться того, чтобы им рукоплексал бы сам покойный император Александр Павлович. А понять бы, способна ли Настя к тому, чтобы пробиваться через все эти тернии к сцене или нет, Пётр намеревался поговорить с ней прямо сейчас, пока вечер у тайного советника был свободен. Не допустить тех ошибок, что вызвали лишь напрасную трату времени на то, чтобы передать свои знания другим. К примеру, когда Петра очень сильно рассердила одна и та же ошибка у одной девушки во время игры на арфе, он схватил линейку и сильно ударил ученицу по тыльной стороне ладони с гневным возгласом, когда же она запомнит, как следует правильно держать пальцы во время композиции. Она выбежала в слезах и более не появлялась. Оскорбилась. Что же, есть у Петра такой недостаток. Он и накричать может. Хотя бить линейкой по ладоням это самое жестокое, что он себе позволял, считая это дополнительным методом как учить запоминать. И уж смиренно принять или не принять - дело сугубо добровольное.
  - Расскажите о себе без утайки, Настя. Откуда вы, что сподвигло вас податься в искусство. Как вас учили, и почему вы решили податься в императорский театр?
  В этот момент показалась голова Прокла и Пётр не преминул этим воспользоваться:
  - Проклушка, принеси ка нам чаю и пирожных. Именно, прямо сюда.
  И, повернувшись к Насте, приготовился слушать.

+2

8

Настя умела очень быстро принимать решения. Просто этому жизнь её научила. «Ой, прибьют меня, коли хватятся, а хватятся, это уж как пить дать!» - пронеслось у нее в голове, но одновременно она сразу поняла, что отказаться от разговора с господином директором театра невозможно. И от пирожных тоже невозможно!
- Вы очень добры… - заговорила она медленно, собираясь с мыслями, - я сама заметила, да и вы заметили, что я ж ошиблась… раза три, что ли… в мелодии и в нотах… Я никогда на таком прекрасном инструменте не играла. Но я не оправдываюсь, нет! – она испуганно взглянула на директора театра, но встретилась с его добрым взглядом и продолжила:
- Я конечно, конечно расскажу все, без утайки. Да и рассказывать-то нечего. Что тут интересного – заводская я… С малых лет на заводских работах. Отец мой кузнецом был презнатным, а мать я и не помню почти… - почему-то ей хотелось сейчас, как на исповеди в церквушке при заводе, поведать самое сокровенное, потому как – а ещё придётся ли? – я маленькой была, как она умерла. А она певунья была редкая, на всех хороводах песни заводила. Может, и я в неё?  Меня с измальства все звали: спой да спой, Настя. Как-то раз даже при господине Захарове в трактире пела… А вот господин Стоун, он рудознатец, значит…
Тут Настя прервалась, потому что Прокл принес на подносе пирожные, чайник и чашки. «Ну, Настя-а-а… ой ты дурочка-а-а-а… в холодной сидеть будешь и вспоминать это барское угощение!» - совсем остолбенев, Настя смотрела, как сам господин директор наполнил душистым чаем тонкого фарфора чашки и придвинул ей на блюдце пирожное с кремом.
- Благодарствую… так вот, значит, услышал он, как я пела, и рассказал жене своей, а та-то музыкантша была, науку эту в Англии проходила с детства. Вот госпожа Эллен меня к себе и позвала. Играть я ни на чем тогда, окромя рожка пастушьего, и не умела, она спеть попросила, так я спела, жалко мне, что ли? Ну и ей глянулось. А потом оказалось, что я способная на клавесине учиться, а после и на фортепиано. Но это тяжело, на самом-то деле! – она доверительно взглянула на Петра Ивановича, - вот кажется, что спеть надо вот эдак, а мотив-то и не выходит! А потом вдруг раз – и вышел. И то, что в голове крутится, вдруг под твоими пальцами звучит – чудо такое. А ещё она языку своему учила, но вот это оказалось просто: по-нашему стол, по-ихнему table, ничего ж хитрого. Важно просто понять, с кем говоришь, а слова сами в голове сложатся, надо только знать их, слова-то эти…  Но это ж баловство одно! – она взглянула на него и быстро опустила глаза, - у нас на заводах не этим живут. А как тятя покалечился, на мне вся семья осталась. Да он пьёт ещё, а а что ему скажу? «Не пей»? Да он меня ухватом! Я и не говорю ему ничего. Но я уже в мастерицы вышла. Гранильщица я. – она показала старику загрубевшую ладонь и шрамы на пальцах, - была ученица, а мастерицей стала. Броши, шкатулки, это вот всё… - она повела рукой и все же отпила глоток душистого темного до бордовости чая. Совсем не похожего на тот иван-чай, что заваривали дома.
- А музыка да пение… Ну не знаю. Госпожа Элен вот говорит, что это просто призванием моё. А барин наш за такое прибить грозился… - Настя вздохнула.

+1

9

Призвание. Да, в этой девчушке есть призвание к музыке. Петру Ивановичу его опыт безошибочно позволял выявить талант у человека, будь он и с горчичное зёрнышко. Она гранильщица. И сама она нуждается в тщательной огранке. Чтобы потом восхитить других своим пением, и той непосредственностью, которая не испорчена гордыней, взращиваемой богатством. Обо всём этом директор театра размышлял, пока они молча пили чай с пирожными. Вынести своё решение, которое сейчас основано только на его первом впечатлении от пения Насти. Если приложить усилия и кропотливо трудиться, где-то отточить присущее только опыту умение спеть с нужным выражением и интонациями, где-то умение услышать себя, а одного врождённого чувства музыки недостаточно, надо обязательно оттачивать это мастерство. А если ко всему прочему Настя подневольная и хозяин не захочет продать, скажет, что ему хватает её таланта гранильщицы... время покажет. Пётр ещё раз окинул Настю, мысленно пририсовал ей аккуратную причёску с локонами, бальное платье с длинными, по локоть, тонкими перчатками, скрывающими её грубую на ладонях кожу, и собравшихся вокруг большого рояля дворян. Потом так же в мыслях представил большие хоромы с публикой попроще, пианино, небольшой оркестр вокруг Насти, но музыканты уже не в дорогих ливреях а в недорогих кафтанах, взятых напрокат из театра. В большом светлом зале немного душно но публика не самая взыскательная. Потом пришло третье видение. Знатный господин, завтракающий в одиночестве, его стол накрыт с подобающей роскошью. Он обрюзг, сидит за столом в домашнем халате, рядом стоят слуги, и небольшой ансамль развлекает этого тучного помещика, сыновья которого уже выросли, стали поручиками и покинули родительское гнездо. Им надо развлечь этого господина, у которого самая страшная болезнь это скука. Ему хочется завтракать под пение...
  - Скажу прямо, юная барышня, я соглашусь с мнением госпожи Элен, призвание в вас есть. А так же есть и ремесло, которое вам уже приготовило ломоть хлеба, кусок ветчины и жбан кваса. Хорошая такая синица в руках против этакого красивого журавля в небе, кружащегося высоко. И спустится ли он к вам, пока неизвестно. или вам предстоит проделать путь, короткий или долгий, чтобы самой подняться до него. Если, конечно, вы готовы будете. А будете ли вы готовы...
  Пётр встал из-за стола, отошёл к окну и принялся задумчиво рассматривать камни на мостовой. Улыбнулся в ус, глядя, как порыв ветра сорвал цилиндр с головы какого-то благообразного господина и покатил шляпу по улице, заставив господина бежать за своим головным убором. Да, Настя достойна того, чтобы ей рукоплескали ладони господ. Но вот сейчас он хотел убедиться, что, если он захочет чтобы Настя перенимала как его науку так и других. Если она сейчас убежит, он не станет осуждать его, и потом только пояснит, чем был вызван его поступок. Он не собирался покушаться на честь Насти, но он не говорил ей об этом.
  - А какая из вас натурщица? - Неожиданно, всё ещё глядя в окно, проговорил Пётр. Неважно, поняла она смысл сказанного или нет. Не объясняя, он договорил: - Разденьтесь. Полностью.

0

10

На какие-то минуты Насте стало просто хорошо. Она загнала в глубину души тревогу и настороженность, отбросила мысли о том, как попасть по темноте в господский дом, и рассказывала, рассказывала… Старый господин стал казаться ей добрым, хоть и строгим дедушкой, чем-то напоминая старика-мастера  Фому Филимоныча, одно, правда краткое весьма, время опекавшего юную Настю в рабочей слободе.   Как из отдаления, донесся до нее со значительными нотками голос:
- Скажу прямо, юная барышня, я соглашусь с мнением госпожи Элен, призвание в вас есть. А так же есть и ремесло, которое вам уже приготовило ломоть хлеба, кусок ветчины и жбан кваса. Хорошая такая синица в руках против этакого красивого журавля в небе, кружащегося высоко. И спустится ли он к вам, пока неизвестно. или вам предстоит проделать путь, короткий или долгий, чтобы самой подняться до него. Если, конечно, вы готовы будете. А будете ли вы готовы...

«А с чего ж я готова-то не буду?» - хотелось вскинуться Насте. С чего ж не быть готовой? Все эти занятия, когда после смены рук не поднять и глаза слипаются – они зря, что ли? Повторение мелодий снова и снова. Сыграть музыку с этого места… с этого… а это место поется на тон ниже. А вот здесь выше, выше, выше!..
А дома отец пьяный. И братья-сестры по лавкам. Хорошо, старшие сестры в помощницы вышли. Хорошо, не более никто. А в соседней-то избе малец, как сейчас помнится, Егорка, умер от глотошной. А как ночной пожар на том конце деревни был, а ветер гнал оттуда, как все страху натерпелись? Ой, разве и расскажешь? Да и нужно ли господину директору это знать? Но вот скажет тоже: буду ли готова…
Она и глазами загорелась, и уже рот открыла сказать, что ну конечно будет, как…
Господин встал, шагнул к окну, остановился там, от нее отворотясь, и бросил не глядя: «А какая из вас натурщица? Разденьтесь. Полностью.»

  А куда тебе убежать-то? Тут, в амбаре, только ты да я. Давай, Настька, раздевайся. Все равно ж силой возьму. 

И взгляд Бирюка – тяжелый, из под мохнатых бровей, глаза шальные, на выкате. Мужик здоровенный, на кулачных боях его кузнецы сторонились. А уж бабы, которые вдовые, все от него плакали, и летучие и катучие. А сквозь щели из-под застрехи солнце рыжими лучами брызжет, и ярко так, дивно выскверкивая.

Что глядишь? Аль бежать собралась?

  Она тряхнула головой, прогоняя нахлынувший морок. Кровь бросилась в лицо, и она чудом не уронила чашку, брякнула ей о поднос, расплескав чай. С беспощадной ясностью поняла она слова старого дворянина о куске хлеба да кувшине кваса – вот тебе, только это вот тебе, а остальное… Только через всем известное. А с чего ты решила, глупая, что в столице не то же, что в слободе любой? Ты, чай, не дворянка. За тебя господа пистолетами друг в дружку тыкать не будут.
  Настя встала, набрасывая платок. Лицо разгорелось, а вот ноги задрожали вдруг, и ей пришлось схватиться на спинку стула.
- Стыдно вам, господин хороший, о таком мне говорить. Это… это… - она хотела, чтобы голос звучал твердо, но сама уже слышала, что ее слова зазвенели, и закусила губу от обиды, - это нечестно!..

+2

11

- Это нечестно, вы правы. Нечестно. Совсем.
  Пётр посмотрел на девушку, которая, казалось, вот-вот расплачется, вот она закусила губу, голос изменился, ну прямо таки именно такой интонации не хватало в одной сцене у одной актрисы, но как передать этой актрисе то что получилось сейчас, нечаянно, у этой самой Насти, которая ни дня не обучалась актёрскому ремеслу, да и станет ли, если её стезя - пение и музыка? Никак, поскольку прикажи Белозёров ей раздеться - снимет всё враз и даже корсет. Такой характер. Вот как хочешь, так и думай. Белозёров задумчиво покрутил пальцами усы и вдруг рассмеялся. А смеялся он от души. Хотя смех для него был уже явлением столь едким. Он радовался искренне успехам своих учеников, был счастлив бурным овациям, он с достоинством, причитающимся его чину, улыбался, слушая похвалы. Но смеялся он редко. И даже вытащил тонко расшитый платок утирать выступившие от смеха слёзы.
  - Простите, дитя, за столь неожиданное испытание, которому я подверг вас. - Успокаиваясь после смеха проговорил он. - Я ожидал любую реакцию, но, когда я взглянул на неё со стороны. Юная особа, которая стыдит, и совершенно справедливо, тайного советника и всемогущего в своих стенах директора театра. Похоже, даже в таком возрасте меня есть чем удивить, чего вы и сделали.
  Он ожидал всего. И то что она бросится бежать, и то, как его дерзко назовут похотливым старикашкой, или она решит подчиниться и ему придётся срочно останавливать её вопросом "стойте, простите, что вы сейчас делаете". И представил себе как кто-то другой менее известный вдруг предложит ей побыть натурщицей для картины, изображающей, скажем, Еву в Эдемских кущах. Получит ухватом или нет? Или, еси кто из его помощников вдруг решит сказать ей, что для сцены надо быть с ним поласковее. Может, он и ошибался и далее сейчас насчёт Насти, но путь на сцену у неё не вяжется с постелью. Что радовало. Вот искусство должно оставаться чистым в его глазах. Да, актёры такие же люди, им свойственны те же чувства и пороки, что и другим, но использовать мастерство как оружие лжи. Тайный советник вспомнил, как он выгнал из театра актёра вторых ролей, когда узнал об одной нелицеприятной истории. Соблазнил дочь богатого купца, убедил бежать с ним, а когда узнал, что отец слать денег не будет, бросил её. А наобещал ей, что он здесь в театре всё может, и даже роль дать известную. как тогда гневался Пётр, и на актёра, и на ту излишне наивную девушку.
  - И поверьте, это ещё одна из самых безобидных неожиданностей, которую вы увидели в стенах театра. Ваш талант, он подобен сейчас бутону нераспустившейся розы. Он может распуститься полностью, а может завять даже не успев распустить лепестки. И вы как, намерены посвятить себя музыке и пению, добиваться известности?
  Путь тернист, ой как тернист. Сколько вот так приходили и уходили, бросали театр, поскольку, вот досада, никто не приглашал их сразу же выступить перед столичной публикой, не предоставлял лакированную карету с атласными сидениями и породистой четвёркой рысаков, личного лакея и комнату в доходных нумерах, где камин, шампанское и тонкий фарфор.
  И Настя, что немаловажно, знает цену труду. Такие выводы делал про себя Пётр Иванович о девушке напротив него.

0

12

Настя слушала слова сановника, стоя перед ним пунцовой, как красная зорька. Вроде бы, уж казалось, наслушалась за свой короткий век скабрезностей, но сейчас она с удивлением поняла, что ее просто не держат ноги, и ей пришлось схватиться за спинку стула.  Голос директора театра долетал как будто откуда-то издалека, и ей пришлось напрячься, чтобы заставить себя улавливать смысл его слов.
Но она сразу почувствовала, как начала соображать, что говорил он с такой добротой и благожелательством, что все дурные мысли рассеивались. Просто испытание, и она его выдержала.
- Ну, барин, вы и шутки шутить горазды, а я-то уж… Вы-то уж… Я… я уж и что думать, не знала… - сбивчиво заговорила она, но усилием воли взяла себя в руки, - отчего ж. Вот вы говорите, готова ли я? А я трудных дорожек не боюсь. Многого уж отбоялась. – сейчас, бросив эти слова с каким-то вызовом, Настя посмотрела на старого актёра и не поняла сразу, готов ли он рассердиться или доволен ее речью: слишком уж серьёзно смотрел он на нее из-под густых бровей.
- Я только справлюсь ли, не знаю. – с жалкой улыбкой проговорила она, дернув плечом, - ну не справлюсь, это будет, конечно, плохо… Да и хозяин мой – пустит ли? – и тут она подумала, что, очень возможно, благожелательная речь директора театра была тоже испытанием или, хуже того, розыгрышем, и сконфуженно замолчала. И вдруг, взглянув на него и прижав руки к груди, горячо заговорила:
- Да не знаю я про известность-то. Петь и играть вот музыку – это мне по нраву. А вам нужна ли буду… Я и душой отдыхаю, и радуюсь, когда новым чем-то овладела, будто на горную тропку взобралась, а вокруг простор раскрылся. Бывало госпожа Эллен смеялась, что я раз сыграю мелодию, потом другой, и все по-новому, будто камень самоцветный и так и так кручу. Вот и вправду взять: камень! Его ведь как повернешь – может совсем невиданная грань открыться, а можно стукнуть неумело – и расколется, вообще ничего не будет, а можно с одной стороны так поглядеть, а с другой иначе смотреться будет. Так и мелодия. Или песня. Ну не всякая, конечно! – с воодушевлением добавила она, радуясь, что он не перебивает, - иную, коли грустная, веселой не сделаешь. А иную можно сыграть, будто гром грохочет, а можно – будто дождик едва шелестит. Ну это кому что нравится, конешно.
И тут она глянула на сгустившиеся за окном хмурые питерские сумерки.
- Заболталась я совсем, а мне ж еще как-то до дому добираться, не хватились бы. Я ж без спросу к вам сбежала. Хозяин сказал – баловство это, хоть молодому господину и сестре его и нравилось. И повелел мне обратно на Урал отправляться. А я вот и улизнула, письмо отнести. Мне уж, стало быть, бежать пора. Прощения просим… - она низко поклонилась и сделала движение к двери. Без позволения уйти она как-то не решалась, да ещё и заплутаешь тут, в этих коридорах и тупиках огромного театра.
О том, как добираться по темноте в дом Захаровых, Настя старалась не думать.

Отредактировано Настя Мишина (2020-05-26 22:19:21)

+1


Вы здесь » Петербургское дворянство » Завершённые эпизоды » 1826.05.12. Как раскрываются таланты


Рейтинг форумов | Создать форум бесплатно